Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Состояние материально-технической базы МБДОУ №3 «Дюймовочка» соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет эффективно решать образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.
МБДОУ №3 «Дюймовочка» имеет два корпуса:
- корпус 1 : ( ул. Локомотивная, д.2) - двухэтажное кирпичное здание, построенное по типовому проекту вдалеке от магистральной улицы, тепловых сетей, в окружении частного сектора.
- корпус 2: (ул. Дзержинского, д.22) - в трехэтажном здании 1 корпуса МБОУ «Гимназия», построенному по типовому проекту вдалеке от магистральной улицы, теплосетей, в окружении жилых домов.
Корпус 1: Здание находится в удовлетворительном состоянии.
Общая площадь всех помещений 1041 м.кв. Проектная мощность рассчитана на 150 воспитанников. Все помещения размещаются на первом и втором этаже здания.
Материальная база корпуса 1 включает в себя:
Шесть групповых ячеек (с индивидуальными умывальными и туалетными комнатами, спальнями, игровыми, раздевалками, моечными), оснащены игровым оборудованием и учебными пособиями, наглядным материалом, современной детской мебелью.Наполняемость групп не превышает нормы.
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение столов для приёма пищи и занятий, а также наглядных пособий), зоны для индивидуальных занятий воспитанников и возможной активной деятельности.
В первом корпусе имеются функциональные помещения:
-Кабинет заведующего.
-Методический кабинет имеет: наглядные пособия, необходимую методическую литературу, дидактический материал, приобретены современные средства ТСО. Специалисты ДОУ обеспечены, компьютерной техникой (4 компьютеров, 3 принтера, 2 проектора, 1сканер экран, разнообразные компьютерные программы и пособия), которую постоянно применяют в работе с детьми.
-Медицинский блок (медицинский кабинет и изолятор) оснащен необходимым медицинским оборудованием: кушетка, медицинский шкаф, ростомер, холодильник, бактерицидная лампа, сумка-холодильник и т.д.
-Музыкально -спортивный зал размещен на 1 этаже, его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому и музыкальному воспитанию. Площадь музыкального зала составляет 51,5 кв.м, что соответствует норме. Зал оснащен спортивным уголком (гимнастическая стенка, мячи, маты, тренажеры, обручи, гимнастические палки, гимнастические скамейки) и эстетический уголок (музыкальный центр, телевизор, пианино,встроенная зеркальная стена);
-Пищеблок имеет все необходимое оборудование (электрические плиты, кухонная мебель, кухонная и столовая посуда, мойки для обработки посуды, электромясорубка) и помещения (кладовая для хранения продуктов, холодильники; хранилище для овощей; дополнительные подсобные помещения для хранения твердого и мягкого инвентаря);
-Прачечная оснащена современной стиральной машиной, центрифугой, сушильным барабаном, ванной, стеллажами для сушки и хранения постельного белья, гладильной доской, утюгом, шкафом для моющих и стиральных средств.
Территория по площади соответствует установленным нормам, на ней имеются 5 игровых площадок для каждой возрастной группы. Площадки оснащены павильонами, малым спортивным оборудованием, игровыми малыми формами.
1 спортивная площадка оснащена всем необходимым оборудованием для проведения занятий по физической культуре.
Корпус 2: находится в удовлетворительном состоянии.
Общая площадь всех помещений 459,97 м.кв. Проектная мощность рассчитана на 36 воспитанников. Все помещения размещаются на первом этаже здания.
Материальная база помещения 2 включает в себя:
Две групповых ячеек (с индивидуальными умывальными и туалетными комнатами, спальнями, игровыми, раздевалками, моечными), оснащены игровым оборудованием и учебными пособиями, наглядным материалом, современной детской мебелью.Наполняемость групп не превышает нормы.
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение столов для приёма пищи и занятий, а также наглядных пособий), зоны для индивидуальных занятий воспитанников и возможной активной деятельности.
-Музыкально -спортивный зал размещен на 1 этаже, его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому и музыкальному воспитанию. Площадь музыкального зала составляет 60,71 кв.м, что соответствует норме. Зал оснащен спортивным уголком (гимнастическая стенка, мячи, обручи, гимнастические палки) и эстетический уголок (музыкальный центр, пианино);
-Прачечная оснащена современной стиральной машиной, стеллажами для сушки и хранения постельного белья, шкафом для моющих и стиральных средств, гладильной доской, утюгом).
На прилегающей территории имеются 2 игровых площадки для каждой возрастной группы, которые оснащены павильонами.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
Объекты для проведения практических занятий в ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в группах по содержанию соответствует ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
Педагогами учреждения большое внимание уделяется подбору оборудования для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач в продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной деятельности, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Разрабатывая концепцию создания предметно - развивающей среды в нашем учреждении, мы исходим из того, что грамотно организованная среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие и обеспечивающим эмоциональное благополучие, сохранение физического здоровья дошкольника, максимальное развитие его творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей. С целью создания условий для реализации индивидуальных потребностей, индивидуализации образования каждого ребенка, предоставления возможности выбора деятельности, в каждой возрастной группе размещены и оборудованы центры активности.
Интерьер ДОУ способствует комфортному пребыванию детей в детском саду, развитию их воображения и фантазии.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т. д.)
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного образования в ДОУ соблюдаются специальные условия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №3 «Дюймовочка» помимо основных разделов включает в себя разделы по коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами: характеристика детей данной группы, планируемые результаты освоения программы, коррекционно-развивающая работа. Учитывая имеющиеся возможности нашей организации, в образовательной программе ДОУ определены основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ: развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных, физических и умственных возможностей, осуществление полноценной адаптации в группе сверстников, проведение коррекционной и психологической работы с детьми, оказание помощи и поддержки родителям (законным представителям), консультирование их по вопросам воспитания ребенка в семье. С целью организации воспитания и обучения детей с ОВЗ своевременно вносятся изменения в формы коррекционно-развивающей работы (планирование образовательной деятельности и режима дня).
В ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В процессе образовательной деятельности гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подход, что способствует успешной социализации детей данной категории среди сверстников в ДОУ и социуме.
Педагоги нашей образовательной организации владеют коррекционно-развивающими технологиями, включающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процесс познания через учебную, игровую и другие виды деятельности. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяются методы обучения: наглядные, практические и словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решаются нашими педагогами совместно с родителями(законными представителями) в каждом конкретном случае индивидуально. Также для социальной адаптации детей с ОВЗ ребенку оказывается психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.
В штате ДОУ имеется 1,5 ставки учителя-логопеда и 1 ставка педагога-психолога. Учителя-логопеды проводят коррекционную работу на индивидуальных занятиях по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций. Педагог-психолог проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования Муницпального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 3 "Дюймовочка".
Обеспечение доступа в здание образовательной организации:
- ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка» (1 корпус) (смотреть pdf копию)
- ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка» (2 корпус) (смотреть pdf копию)
В рамках реализации государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2016-2021 годы в ДОУ поэтапно проходила работа по адаптации объекта МБДОУ №3 «Дюймовочка» и созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.
С мая по июнь 2017 года производилась реконструкция входной двери. Вход в здание доступен для всех категорий инвалидов: ширина дверного проёма при входе в здание – 120 см., двери – пластиковые с прозрачным остеклением и предупредительными знаками (для слабовидящих детей), первая и последняя ступени обозначены контрастной краской. На входной двери учреждения размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова. Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ: Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.